Grand Theft Auto (GTA) — серия компьютерных и видеоигр, созданных и разрабатываемых главным образом шотландской компанией-разработчиком Rockstar North (бывшая DMA Design). Изданием игр занимается компания Rockstar Games. Первая игра серии вышла в 1997 году. Серия включает семь отдельных игр и два набора дополнительных миссий к первой игре: GTA: London 1969 и GTA: London 1961. Grand Theft Auto III и последующие игры серии стали хитами продаж, получили множество положительных отзывов и звание лучших игр года по мнению различных изданий. Кроме того, игры GTA стали настолько популярными и прибыльными, что множество звёзд Голливуда с удовольствием озвучили персонажей игры. Ветераны боевиков — Майкл Мэдсен, Семюэл Л. Джексон, Джеймс Вудс, Джо Патнольяно, Фрэнк Винсент, Роберт Логгия и Рэй Лиотта — озвучивали персонажей первого плана. В играх присутствуют голоса других известных людей, таких как Эксл Роуз, Бёрт Рейндольдс, Крис Пенн, Дэнни Трейо, Дэвид Кросс, Дебби Хэрри, Деннис Хоппер, Фэйзен Лав, Гари Бьюзи, Ice-T, Дженна Джеймсон, Льюис Газмен, Мисс Клео, Филип Майкл Томас, Роберт Дэви, Шон Райдер, Том Сайзмор, Вильям Фихтнер, Майкл Рапапорт, Лоуренс Тейлор, Дэнни Дайер и The Game. Общее представление о серии
Игры предлагают игроку роль преступника (обычно имеющего статус пешки) в большом городе, продвигающегося с развитием сюжета по карьерной лестнице организованной преступности. Главари преступного мира дают игроку различные поручения (задания, миссии), которые нужно выполнять для продвижения по сюжету. По большей части это ограбления банков, заказные убийства и другие преступные действия. Также в качестве альтернативного времяпрепровождения доступно зарабатывание денег на такси; работа пожарником, полицейским, водителем машины скорой помощи, курьером; сутенерство; стрит-рейсинг; обучение управлению летательными средствами. Эти необязательные для выполнения задания доступны в перерывах между сюжетными миссиями.
В играх серии, вышедших после Grand Theft Auto 2, имеется более проработанный сюжет: события развиваются после того, как главный герой был предан или оставлен при смерти кем-либо из друзей, либо пережил крупную неудачу. Это служит мотивом для продвижения по криминальной карьерной лестнице, финалом которого является триумф главного героя над врагами и обидчиками.
Серия Grand Theft Auto отличается степенью свободы, данной игроку — он сам решает, чем ему заняться. В отличие от большинства игр жанра экшен, которые представляют собой последовательный набор уровней с линейным прохождением, в GTA игрок самостоятельно выбирает, какие миссии ему выполнять. В зависимости от этого отношения с различными организациями могут изменяться. Хотя есть и исключения: последовательность миссий линейна (это ограничение накладывается сюжетом), а некоторые районы города доступны не с самого начала игры. Большие города в играх доступны для вольного исследования, часто можно встретить здания, в которые можно входить, и дополнительные миссии.
Grand Theft Auto III и последующие игры выделяются благодаря сюжету, высокому качеству озвучивания персонажей и внутриигровыми радиостанциями. Последние имитируют круглосуточный прямой эфир с сатирически настроенными ди-джеями, интересными гостями, рекламными вставками, программами разговорного жанра, музыкой и множеством отсылок к американской культуре. Все это гармонично сочетается с реалистичным игровым миром, пародирующим слегка ненормальный современный город.
Также игроки отмечают, что привлекательность игр серии возрастает благодаря обилию музыки и юмора, присутствующих в игре.
Влияние игр на молодежь и взрослых сделали GTA «культовыми» играми для многих поклонников, которые ценят качество самих игр, и чувство ностальгии, настроение «старых добрых времен», имеющихся в них. Люди помнят или представляют эпоху, в которой происходят события игры; им нравится музыка, атмосфера, одежда и сленг городов их времени, будь то 1980-е (Vice City) или начало 1990-х (San Andreas).
Использование транспорта в городской среде обеспечивает симуляцию подобия настоящего города, вплоть до пешеходов, реагирующих на сигналы светофора. Дальнейшая детализация помогает отразить атмосферу свободы, которая была использована в нескольких похожих играх, таких как The Simpsons Hit & Run, в которой преступности и насилия значительно меньше, чем в GTA. Некоторые склонны сравнивать Grand Theft Auto с RPG, в которых также присутствует свобода действий,— например, The Elder Scrolls. Также было и будет выпущено много игр с похожим построением игрового процесса.
Со времен выхода Grand Theft Auto III вокруг серии возникло множество споров. В играх GTA герой совершает множество противозаконных действий (зачастую оставаясь безнаказанным), в отличие от «благородных храбрецов», которые изображены в большинстве прочих игр. Противники GTA считают, что игроки будут переносить насилие и преступность с экранов в жизнь. Сторонники же утверждают, что игры — всего лишь возможность выплеснуть эмоции, «выпустить пар», так как многие поступки в реальности будут иметь тяжелые последствия. Частные случаи насилия на почве игр описаны в статьях про конкретные игры GTA.
История
Серию Grand Theft Auto можно разделить на поколения, основываясь на наличии номера в названии игр (например, Grand Theft Auto III) после выхода первой игры, или в зависимости от использованного движка. Более подробная информация содержится в статьях о конкретных играх.
Grand Theft Auto
Первая игра в серии, Grand Theft Auto (GTA 1), была выпущена на платформах PC и PlayStation в 1997 году; на Game Boy Color игра была портирована в несколько урезанном виде. Было выпущено два дополнения:
Grand Theft Auto: London, 1969 (1999) — дополнение для GTA; действие разворачивается в 1969 году в Лондоне; доступно в коробочных версиях для ПК и PlayStation.
Grand Theft Auto: London, 1961 (1999) — дополнение для GTA: London 1969; действие разворачивается в Лондоне в 1961 году.
Grand Theft Auto 2
Grand Theft Auto 2 вышла в 1999 году на платформах PC, PlayStation и Dreamcast. События игры происходили в неопределенном будущем. Графический движок был улучшен — игра теперь использовала DirectX. Игровой процесс отличался от предыдущих игр, так как игрок мог выбирать, на какие из криминальных организаций ему работать. Также была выпущена несколько урезанная версия для Game Boy Color.
Grand Theft Auto III
Grand Theft Auto III впервые в серии предоставила игрокам полностью трехмерное окружение. (PS2 — 2001, ПК — 2002) ГТА 3 переносит игрока в вымышленный город Либерти-Сити (Libety City), прототипом которого является Нью-Йорк. Игра стала полностью трехмерной, с видом от третьего лица. Традиционный вид сверху, использовавшийся в предыдущих играх, можно задействовать, нажимая кнопку переключения ракурсов камеры. Мультиплейер отсутствовал, но GTA III выделялась другим — например, качеством озвучивания и сюжетом (в предыдущих играх было озвучено только несколько коротких анимационных роликов между уровнями, остальная речь была представлена текстом, который высвечивался внизу экрана). Показатели продаж были высокими, игра первой в серии имела крупный коммерческий успех, тем самым заранее обрекая последующие игры GTA на успех. Также GTA III неоднократно подвергалась резкой критике из-за обилия насилия, изображенного в игре — подобные обвинения стали предъявляться и следующим играм серии. Следующие выпущенные игры являются самостоятельными продолжениями, хотя сюжетно все они — приквелы к GTA III.
Grand Theft Auto Advance (2004) изначально планировалась как версия GTA III с фиксированным видом сверху для Game Boy Advance, в результате стала отдельной игрой, события которой происходят примерно на год ранее GTA III.
Grand Theft Auto: Vice City
(PS2 — 2002, ПК — 2003). Время действия — 1986 год. Место действия — вымышленный город Вайс-Сити (Vice City),
основанный на Майами. Визитной карточкой игры стал ретро-стиль 1980-х и атмосфера, навеянная популярными американскими фильмами «Человек со шрамом», «Путь Карлито»,
а также телесериалом «Полиция Майами. Отдел нравов».
Grand Theft Auto: San Andreas
(PS2 — 2004, ПК — 2005) предоставила игрокам не один город, а целый вымышленный штат Сан-Андреас (San Andreas), основанный на
Калифорнии и Неваде. Действие происходит в 1992 году, поэтому атмосфера игры соответствует началу 1990-х. Впервые в серии главным героем игры стал афроамериканец; нововведением является также множество элементов, ранее встречавшихся только в ролевых играх.
Вокруг San Andreas развернулся крупный скандал из-за мини-игры сексуального содержания: официально в игре она не присутствовала, но её программный код был обнаружен в версиях для игровых консолей и ПК . В результате GTA: San Andreas была снята с продажи во множестве магазинов; ESRB-рейтинг игры был изменен с «M» (англ. Маture, только от 17 лет) на «AO» (англ. Adults Only, только для взрослых). Вскоре Rockstar выпустила исправленную версию игры для ПК, Xbox и PlayStation 2, вернув игре рейтинг «M».
Grand Theft Auto: Liberty City Stories
(2005) — игра для PlayStation Portable — приквел к GTA III, события которого происходят в 1998 году в Либерти-Сити. Портированная версия для PlayStation 2 была выпущена 6 июня 2006 года.
Grand Theft Auto: Vice City Stories (2006) —вторая игра для PlayStation Portable, действие происходит в Вайс-Сити в 1984 году. Выход игры назначен на 31 октября 2006 года (Северная Америка) / 3 ноября 2006 года (Европа) эксклюзивно для PlayStation Portable.
Grand Theft Auto: Vice City Stories
GTA: Vice City Stories – вторая игра из серии GTA выходящая на консоли PSP. Действие игры разворачивается в 1984 году, за два года до событий, свидетелями которых мы стали в GTA : Vice City (игра была выпущена в 2002 году), таким образом, Томми Версетти еще находится в тюрьме.
Главный герой – Виктор Венс, по прозвищу «Вик». Его брат, Ланс, должен быть знаком всем поклонникам GTA, так как он возглавлял заговор против Томми Версетти в GTA: Vice City. Увидеть Вика и Ланса вы можете во вступительном видео GTA: Vice City. В самом начале GTA: Vice City, Кен Розенберг упоминает в разговоре с Томми Версетти, что Вик и Ланс «поставщики» начинающие налаживать деловые отношения с ними. Розенберг говорит, что один ведет дела (старший брат – Вик), а другой занимается перелетами (младший брат – Ланс). В вышеупомянутом вступительном ролике мы видим, как Томми, Кен и два их сообщника приезжают на встречу в доки с братьями Венс, где должен был состояться преступный обмен «товара». Когда братья на вертолете приземляются в доках, Томми и два его сообщника выходят из машины, Виктор с двумя чемоданами вылезает из вертолета и направляется к ним. Но Виктору не суждено дожить до конца этого дня… Притаившиеся за ящиками бандиты готовятся убить всех и забрать «товар» и деньги. Во время разговора Томми и Вика (он говорит с латиноамериканским акцентом), притаившееся в засаде бандиты открывают шквальный огонь по переговорщикам. Вик Венс и двое сообщников Томми убиты, Томми удается чудом спастись, он убегает из-под обстрела, прыгает в машину и уезжает вместе с Розенбергом с места трагедии. Ну а что же Ланс? Он, видя, что на его старшего брата напали, тут же улетает прочь, не пытаясь никак помочь брату…
Но все это произойдет только через 2 года, а нам предстоит играть за фактически обреченного персонажа, забавно, вы не находите?
Вот еще несколько фактов из жизни семьи Венс. Достоверно неизвестно почему Вик, отказывается от службы в армии и начинает помогать своему непутевому младшему брату Лансу, но надеемся, что по ходу сюжетных миссий мы узнаем почему Вик встал на путь криминала, который в конечном итоге так трагически оборвал его жизнь… Рокстар намекнула, что братья выросли в бедности, жили в старом трейлере где то в черте Вайс Сити. Доподлинно неизвестно какими делишками они занимались в юности. Но ясно, что у них была очень нелегкая судьба, и им пришлось самим пробиваться в большую жизнь.
Относительно самого города, говорится то, что Вайс Сити в 1984 был красивым курортным городом, с большим количеством неоновых огней, развлекательных заведений и гостиниц для туристов и высоким уровнем преступности, что неудивительно – курортное местечко так и притягивает к себе искателей легкой наживы. В городе много строящихся зданий, обернутых в пластиковые защитные покрытия. Подтверждены следующие транспортные средства : Regina, Infernus, Sea Skimmer, Jet Ski, Stinger, Sandking, Phoenix, Cuban Hermes, Stallion, Sea Sparrow и Comet . Кроме того, все лодки из Vice City . Вы сможете летать на вертолетах! Горожане ведут себя по-прежнему беззаботно: праздно шатаются по улицам, катаются на роликовых коньках и вообще развлекаются вовсю!
Техническая информация.
В игре используются более высокополигональные модели чем в GTA : LCS , между тем, игра идет значительно бодрей и подгрузка игрового мира происходит довольно быстро. Дистанция прорисовки так же значительно увеличена, и игровой мир выглядит очень большим и привлекательным для исследования. Увеличено количество пешеходов, транспортных средств, объектов и растительности, которые показываются на одном экране без падения производительности. Вода выглядит теперь более красиво, а погодные эффекты порадуют нас разнообразием и будут влиять на геймплей. Ожидайте новую анимацию для персонажей, которая предаст персонажам уникальность и естественность. Мы видим что Рокстар хорошо поработала в своей большой студии «захвата движения» в Куинсе, Нью-Йорк. Ранние скриншоты доказали, что в игре больше зданий украшено красивым и ярким неоновым светом.
1984 График времени, описанный Рокстар.
Созданный с целью пиара, тизер-сайт: kentpaul.com содержит информацию о событиях с 1979 по 1987 годы, многие события, относящиеся к 1984 году, возможно, будут, как то обыграны в GTA: VCS.
- Beef Shot – американская сеть закусочных использует слишком много химии и в их гамбургерах почти не содержится говядины.
- Марвин Гэй застрелен своим отцом после спора.
- Рональда Рейгана переизбирают.
- Американские ученые объявляют о глобальном потеплении или о парниковом эффекте. Теперь каждый отрицает это.
- Индира Ганди убита одним из ее собственных телохранителей. Ее сын, Раджив, следует за нею.
- Френки говорит: «Расслабтесь» Кент Пол говорит: «получите удар на одном».
- «Just the Five of Us» имеют шумный успех. Я тоже.
- Во время проверки микрофона на радио в эфир случайно попадает фраза, в шутку сказанная Рональдом Рейганом: «Американцы, поддерживающие меня, я рад сказать вам, что подписал распоряжение, которое объявило Россию навсегда вне закона. Бомбежка начнется через 5 минут» Кровавый гений.
- Олимпийские игры проходят в Лос-Анджелесе и бойкотированы Советским Союзом.
- Великобритания и Китай соглашаются, что Гонконг должен быть возвращен Китаю в 1997 году.
- Ядовитый газ просацивается в Индии, убивая 2000 человек. Ядовитый газ просачивается в моем доме, заставляя прекрасную девочку оставить меня и никогда не называть мое имя.
- Apple Macintosh изобретен.
Хорошо, теперь позвольте мне проанализировать некоторые из этих сообщений. Beef Shot является опечаткой. Два ресторана на Северной Аллее в GTA: Vice City назывались: Beef Bandit и The Burger Shot. Во вторых, Рокстар надеюсь будет шутить о «Макинтошах», с нетерпением жду этого. Кроме того «Just the Five of Us» зажигали в 1986 также как и в 1984? Если это так, то мы должны услышать коммерческие радиопередачи. Многие из этих событий, вероятно, будут обсуждаться на радиостанциях звонящими слушателями, это обещает быть весьма весело!
Интересные нововведения.
Что нового можно делать в GTA: VCS? Вы можете прокатиться на колесе обозрения, которое правильнее было бы называть «Колесо Чандер», вероятно, связанному с «Колесом Удивления» из другой игры Рокстар: « The Warriors ». Слово «чандер» означает «быть больным» и известно оно еще со старых времен мореплавания, в те времена, моряки, страдающие морской болезнью высовывались из иллюминаторов в своей каюте и кричали ’watch under’, чтобы предупредить людей в нижерасположенных каютах о предстоящей рвоте. «Колесо Чандер» не появилось два года спустя в GTA: Vice City, так что, возможно, предстоит миссия, где требуется это самое колесо взорвать. Тут, думаю, не обошлось без строителя-прохиндея Аверая Каррингтона, который привык решать свои проблемы с помощью грубой силы. Между прочим, говорят, что Колесо Чандер могло располагаться на месте строительства здания, которое мы видели в 1986 в Вайс Сити.
Теперь в Вайс Сити вы можете плавать! Кроме того, в игре будет новое транспортное средство – это водный мотоцикл или как его еще называют «скутер» и он будет использоваться в миссиях! Для управления транспортными средствами будет использоваться новая схема управления на PSP , она обещает быть более легкой и комфортной. Также ожидайте много новых или модернизированных транспортных средств!
В игре будут новые погодные эффекты, Австралийский журнал: «GamePro» намекнул на то, что в игре будет такой погодный эффект, как ураган. Но это неофициальная информация.
Чего не будет в GTA: VCS.
Вы не сможете самостоятельно менять одежду и внешний вид вашего персонажа, кроме того, в игре не будет тюнинга транспортных средств (или по крайней мере не ожидайте такого масштаба, который был в Сан Андреас). Не будет возможности забираться на стены и перелазить через ограды как в Сан Андреас. Появятся экраны загрузки, которых не было в GTA: LCS.
Радиостанции.
Какие радиостанции появятся в новой игре? Вот краткое описание станций из GTA: Vice City с размышлением о том, появятся ли они в новой игре или нет.
V - ROCK – радиостанция уже была в 1984 году, однако Лазлоу не был ее ди-джеем в GTA: LCS, кроме того вы помните, что талисманом станции является «Стервятник» этого не будет в новой игре. В 1986 году в Вайс Сити они оба были совершенно новыми на радиостанции.
Wave 103 – радиостанция существовала в 1984 под этим же самым названием, так что ожидайте возвращения.
Emotion 98.3 – Рокстар не будет упускать Фернандо Мартинеса из этой игры, хотя нет никаких свидетельств о том, что он возвращается.
Flash FM – нет сведений о том что это радиостанция будет в GTA: VCS , однако нет никаких данных и о том что в 1986 она была новая.
Wildstyle Pirate Radio – эта радиостанция была нелегальной до середины 80-ых. Ди-джей Г. Маджик начал открытое вещание в 1982, так что ожидайте эту станцию в игре!
Fever 105 – точно неизвестно, но возможно…
Espantoso – никаких достоверных сведений о возвращении этой радиостанции нет, но держу пари, что она будет в игре!
Grand Theft Auto IV
Выход следующей основной игры серии, Grand Theft Auto IV (GTA IV), запланирован на 16 октября 2007 года для PlayStation 3 и Xbox 360 (впервые игра серии GTA выйдет одновременно на двух платформах). Официально подтверждено, что движком игры является RAGE, использованный в игре Rockstar Games Presents Table Tennis.
Время действия игр GTA
1961 — Grand Theft Auto: London, 1961
1969 — Grand Theft Auto: London, 1969
1984 — Grand Theft Auto: Vice City Stories
1986 — Grand Theft Auto: Vice City
1992 — Grand Theft Auto: San Andreas
1997 и 1998 — Grand Theft Auto
1998 — Grand Theft Auto: Liberty City Stories
2000 — Grand Theft Auto Advance (игра также охватывает часть 2001 года, вплоть до ареста Эйт-Болла (8-Ball) в октябре этого года)
2001 — Grand Theft Auto III
близкое будущее и 2013 год — Grand Theft Auto 2 (руководстве к игре использует фразу «three weeks into the future» (англ. будущее, через три недели), а фразы вроде «X weeks into the future» (англ. будущее, через N недель) или «X minutes into the future» (англ. будущее, через N минут) в английском языке чаще всего приравниваются к фразе «near future» (англ. близкое будущее); «дневник» на официальном сайте, однако, указывает на 2013 год)
неопределённое — Grand Theft Auto IV (время действия еще не объявлено официально)
Города GTA
Крупные города
Вымышленные (и их реальные прототипы)
Либерти-Сити (Liberty City) — Нью-Йорк (GTA, GTA III, GTA Advance и GTA: Liberty City Stories)
Вайс-Сити (Vice City) — Майами (GTA, GTA: Vice City и GTA: Vice City Stories)
Сан-Андреас (San Andreas) — вымышленный штат, основанный на Калифорнии и Неваде (GTA: San Andreas)
Лос-Сантос (Los Santos) — Лос-Анджелес
Сан-Фиерро (San Fierro) — Сан-Франциско
Лас-Вентурас (Las Venturas) — Лас-Вегас
Anywhere City (англ. город, расположенный где угодно) — прототип неизвестен (GTA 2)
Карсер-Сити (Carcer City) — вероятнее всего, Ньюарк (в штате Нью-Джерси) или Детройт. Считается, что Карсер-Сити находится неподалёку от Либерти-Сити (события Manhunt происходят в Карсер-Сити; этот город упоминается в GTA III, GTA: San Andreas и GTA: Liberty City Stories)
Невымышленные
Лондон — GTA: London 1969 и GTA: London 1961
Манчестер — GTA: London 1961
Посёлки штата Сан-Андреас (в GTA:SA)
Округ Рэд (Red County):
Диллимор (Dillimore, San Andreas)
Паломино-Крик (Palomino Creek, San Andreas)
Монтгомери (Montgomery, San Andreas)
Блуберри (Blueberry, San Andreas)
Уэтстоун (Whetstone):
Энждел-Пайн (Angel Pine, San Andreas)
Тьерра-Робада (Tierra Robada):
Бэйсайд (Bayside, San Andreas)
Эль-Кебрадос (El Quebrados, San Andreas)
Лас-Барранкас (Las Barrancas, San Andreas)
Альдеа-Мальдава (Aldea Malvada, San Andreas) — город-призрак
Округ Боун (Bone County):
Лас-Пайасдас (Las Payasdas, San Andreas)
Форт-Карсон (Fort Carson, San Andreas)
Лас-Бруйас (Las Brujas, San Andreas) — город-призрак
Главные герои игр GTA
Клод Спид (Claude Speed(англ.)) — главный герой Grand Theft Auto 2, имя которого можно узнать из вступительного ролика к игре.
Клод (Claude) — безымянный главный герой Grand Theft Auto III. Он также является эпизодическим персонажем в San Andreas, где его называют этим именем. В GTA III к нему обращаются Fido (на англ. — популярная кличка собаки, можно сопоставить с русским «дружок») и (The) Kid (англ. парень, малыш). После выхода San Andreas многие игроки утверждают, что Клод и Клод Спид из GTA 2 — одно и то же лицо.
Томми Версетти (Tommy Vercetti) — Grand Theft Auto: Vice City
Карл «Си-Джей» Джонсон (Carl «CJ» Johnson) — Grand Theft Auto: San Andreas
Майк (Mike) — Grand Theft Auto Advance
Тони Сиприани (Toni Cipriani) — Grand Theft Auto: Liberty City Stories
Виктор Вэнс (Victor Vance) — Grand Theft Auto: Vice City Stories
Похожие игры
Успех серии Grand Theft Auto (особенно Grand Theft Auto III и последующих игр) подталкивает многих разработчиков создавать игры с похожим на GTA построением игрового процесса: смеси пеших прогулок и езды на транспортных средствах, и открытого для исследования игрового мира. Наиболее известными являются следующие игры:
DRIV3R и Driver: Parallel Lines
серия The Getaway
The Godfather: The Game
Just Cause
Мафия (Mafia: The City of Lost Heaven)
Mercenaries: Playground of Destruction
True Crime: Streets of LA и True Crime: New York City
Saints Row
Scarface: The World is Yours
The Simpsons Hit & Run
Wreckless: The Yakuza Missions
В результате таких попыток повторить успех GTA, Rockstar разместили в играх несколько «пасхальных яиц», высмеивающих похожие игры. В GTA III есть миссия Two Face Tanner (англ. двуликий Таннер), в которой игроку нужно убить полицеского, работающего под прикрытием, который «беспомощен вне машины» (англ. useless out of his car); разработчики дошли до того, что у «местного» Таннера была женская походка.
В GTA: Vice City во время миссии Autocide (англ. автомобильное убийство), игрок должен убить людей, чьи имена напоминают главных героев Driver 2 (Дик Таннер — Таннер), The Getaway (Маркус Гаммонд и Франко Картер — Марк Гаммонд и Фрэнк Картер) и True Crime: Streets of LA (Ник Конг — Ник Канг Уилсон). В ответ на это в DRIV3R можно встретить людей со спасательными кругами — Тимми Вермишелли, «в честь» главного героя Vice City, Томми Версетти, так как в GTA главные герои до выхода GTA: San Andreas не могли самостоятельно плавать.
В San Andreas во время проникновения в особняк Мэдд Догга (Madd Dogg), игрок мог увидеть охранника, играющего в видеоигру и высмеивающего походку главного персонажа: «How could Refractions mess up so bad? Tanner, you suck ass!!» (англ. Как Refractions могли так облажаться? Таннер, ты просто отстой!) (анимация ходьбы Таннера часто подвергается критике, а Refractions — каламбур с Reflections Interactive, компании-разработчика DRIV3R). Также в San Andreas можно встретить рекламные щиты, скрыто высмеивающие игры True Crime.
Интересные факты
Игровой автомат A.P.B. появился на 11 лет раньше серии Grand Theft Auto. Игра на нём во многом похожа на GTA, имеет вид сверху, как и ранние игры серии. Однако задачи, выполняемые в игре, прямо противоположны GTA: игрок управляет офицером полиции, который преследует и арестовывает правонарушителей; одновременно с этим игра не рекомендует игроку самому преступать закон (врезаясь в другие машины или сбивая с ног пешеходов).
Со времён GTA III в логотипе Grand Theft Auto использовуется TrueType-шрифт Pricedown. Этот шрифт очень напоминает вступительную надпись американского телешоу The Price Is Right — возможно, именно оттуда он и был скопирован.
Дизайнер шрифтов Рэй Лэреби (Ray Larabie) является автором шрифта Pricedown (и его названия), датированного 1998 годом [1], до его появления в названии и интерфейсе GTA III. В середине 1990-х Лэреби занимал пост арт-директора филиала Rockstar Games в Торонто [2].
Похожесть шрифтов в телевизионной игре и в видеоигре натолкнула коллектив телесериала MADtv на создание в 2003 году сценки, где было показано игровое шоу Grand Theft Auto с обстановкой студии в стиле The Price Is Right: участники игры убивали друг друга из оружия в стиле GTA.
Head Radio, внутриигровая радиостанция, появившаяся в первой игре Grand Theft Auto, присутствовала и в следующих играх: GTA 2, GTA III и GTA: Liberty City Stories. В самой первой игре на этой радиостанции была музыка многих жанров, а в последующих играх — в основном современная поп- и рок-музыка.
Песня «Grand Theft Auto» в стиле рэп, исполняемая Da Shootaz, является наиболее часто встречающейся песней во всей серии игр. Эта песня не только крутится по радио в GTA, GTA 2 и GTA III — музыка из её припева является ринг-тоном на пейджере в GTA III и слышна во время «загрузки игры» во вступительном ролике GTA: Vice City.
Названия некоторых радиостанций, достопримечательностей и районов напоминают радиостанции, достопримечательности и районы шотландских городов Данди и Эдинбурга, а также их окрестностей. В Данди ранее находился главный офис Rockstar North, теперь он находится в Эдинбурге. Некоторые примеры:
Саннисайд (Sunnyside), район и территория банды Психов (Loonies) из GTA 2, а также вымышленная компания Sunnyside Taxis из Vice City и San Andreas названы в честь психиатрической лечебницы в городе Монроуз, находящемся недалеко от Данди.
Радиостанция Wave 103 в Vice City названием напоминает радиостанцию Wave 102 в Данди.
Пустынная местность Вердант Блаффс (Verdant Bluffs, англ. зеленые обрывы) в San Andreas названа в честь исторического памятника в Данди — мельницы Вердант Уоркс (Verdant Works).
Бэйсайд (Bayside), прибережный пригород в San Andreas назван в честь Тэйсайда (Tayside), бывшей области местного самоуправления, к которой принадлежал Данди.
Загородный и гольф-клуб «Лиф Линкс» (Leaf Links) в Vice City назван в честь парка «Лит Линкс» (Leith Links) в Лите, который соединен с Эдинбургом. В «Лит Линкс» был установлен первый в мире рекорд, касающийся игры в гольф. Лит претендует на звание родины гольфа, так как первые официальные правила гольфа были составлены именно здесь.
Мост Гарвер (Garver Bridge) в Сан-Фиерро, штат Сан-Андреас, основан на автодорожном мосте (Forth Road Bridge) через залив Ферт-оф-Форт , соединяющим Файф с Эдинбургом. Мост Кинкейд (Kincaid Bridge), также расположенный в Сан-Фиерро рядом с мостом Гарвер, основан на железнодорожном мосте (Forth Bridge) через тот же залив Ферт-оф-Форт.
В компьютеризированных скачках (Horse Racing), доступных в виде мини-игры в тотализаторах в San Andreas, присутствуют отсылки к шотландским футбольным клубам и их игрокам. Например, Henrik’s Jaw (англ. челюсть Генрика) — отсылка к бывшему нападающему клуба «Селтик» Генрику Ларссону, который сломал челюсть во время матча, проходившего в период разработки San Andreas.
Несмотря на обилие насилия, GTA III и GTA: San Andreas выражают четкую позицию о вреде наркотиков. В GTA III присутствуют миссии, в которых игрок должен препятствовать продаже вымышленного наркотика под названием SPANK. В San Andreas проблема наркотиков поставлена в центр сюжета: несколько персонажей первого плана употребляют наркотики; употребление наркотиков также указывается как главное различие между уличными группировками «Семьи улицы Гроув» (Grove Street Families) и «Баллас» (Ballas).
На бложке каждой игры серии, начиная с Grand Theft Auto III, в левом верхнем углу изображен вертолёт. Исключение составляет Grand Theft Auto Advance, обложка которой состоит из логотипа и серого фона.